Вернуться к обычному виду

Резолюция V Всероссийского форума "Здоровье или табак"

Резолюция V Всероссийского форума "Здоровье или табак" 13.10.2015
Социальная политика

Делегаты V Всероссийского форума "Здоровье или табак" считают своей целью поддержку и продолжение движения по снижению потребления табака в Российской Федерации для эффективной профилактики болезней, связанных с курением табака, направленную на увеличение продолжительности жизни российских граждан за счет снижения смертности от болезней связанных с потреблением табака.

Делегаты V Всероссийского форума "Здоровье или табак", включающие представителей федеральных и региональных исполнительных и законодательных органов власти Российской Федерации, представителей ВОЗ в России, российской и международной медицинской общественности, науки, специалистов в области образования, культуры, спорта, экономики и демографии, представителей гражданского общества, молодежных организаций и средств массовой информации считают своей целью поддержку и продолжение движения по снижению потребления табака в Российской Федерации, для эффективной профилактики болезней, связанных с курением табака, направленную на увеличение продолжительности жизни российских граждан за счет снижения смертности от болезней связанных с потреблением табака.

Заслушав доклады представителей законодательной и исполнительной власти, экспертов, представителей науки и общественных организаций делегаты констатируют нижеследующее:

Действующий в РФ на протяжении последних двух лет Федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" является довольно успешным примером федерального антитабачного законодательного акта, т.к. соответствует требованиям Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Он вступил в действие с 1 июня 2013 г., и к настоящему времени практически полностью сформирована подзаконная нормативно-правовая база, необходимая для его реализации.

За прошедшее время в РФ зафиксировано снижение потребления табака на 17%. Средний возраст начала курения у подростков вырос до 13 лет. В то же время число курильщиков все еще высоко.

За два года действия закона сформирована правоприменительная практика, которая дает основания выделить основные проблемные моменты в реализации закона: низкая собираемость штрафов и выписка протоколов об административных правонарушениях в основном связана с тем, что должностные лица органов правопорядка и исполнительной власти относятся к нарушениям ФЗ-15 "лояльно" и как к "несерьезным".

Не решен вопрос с запретом курения среди двух наиболее важных групп: медицинских работников и сотрудников полиции в форме, находящихся при исполнении. Это затрудняет как объективное отношение должностных лиц к курильщикам и более активное наложение административных взысканий, так и разъяснительную работу с населением и пациентами больниц. Кроме того, курение распространено на территориях и внутри помещений самих больниц.

В связи с принятием и началом действия закона активизировались различные общественные организации и профессиональные сообщества (такие как "Общероссийское движение за права курильщиков"), активно спекулирующие на стремлении государства защитить здоровье своих граждан. При этом они ведут достаточной активную агитационно-пропагандистскую кампанию. Также агрессивную политику проводят и табачные компании. В этой связи инициируемые в рамках этой кампании поправки в Федеральный закон №15-ФЗ, призванные ослабить его, направлены, в том числе, на уменьшение перечня мест, в которых курение полностью запрещено, в том числе путем оборудования курительных комнат (что будет препятствовать снижению потребления табака среди курящих) и на возврат продажи сигарет в ларьках печатной прессы, что способно значительно повысить доступность табачной продукции и т.д. С этим же связана высокая частота демонстрации сцен курения во вновь создаваемых художественных фильмах и сериалах.

Большинство субъектов РФ не ведут активной деятельности по принятию и реализации эффективных региональных программ по борьбе с табаком.

Бизнес сообщество не вполне готово к защите своих работников от вредного воздействия табачного дыма и создания бездымной среды на рабочих местах и рабочих зонах. И тем более не готово нести издержки, связанные с созданием такой среды. При этом не существует механизмов стимулирования работодателей к созданию условий для мотивации работников к ведению здорового образа жизни.

Владельцы учреждений общепита (в т.ч. ночных клубов) зачастую не заинтересованы в соблюдении 15-ФЗ. Это проявляется в отсутствии принуждения клиентов к отказу от курения, нежелание вызывать сотрудников правоохранительных органов для составления административного материала. Особенно часто это происходит в ночное время, когда призванные контролировать деятельность таких учреждений сотрудники Роспотребнадзора не работают.

Также в общепите существует проблема систематического уклонения от исполнения Закона в части маскирования табака для кальяна, путем представления кальянов в качестве "паровых коктейлей", "фруктовых смесей" и т.д. В реальности, по данным СМИ, в большинстве случаев наполнитель для кальянов содержит в себе табак, что является прямым нарушением закона. Кроме того, кальяны, независимо от начинки, являются источником большого числа болезнетворных бактерий, микробов и грибков.

У контрольно-надзорных организаций (Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Госпожнадзор, Ространснадзор и МВД) нет единого регламента мониторинга исполнения Федерального закона №15-ФЗ. Процедура и сроки плановых проверок ограничены действием Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", что существенно ограничивает их действия.

Акцизы на табачные изделия растут, но все еще находятся ниже уровня, установленного национальной Концепцией в соответствии с РКБТ. В этой связи сигареты остаются слишком доступными. В существующих условиях дефицита бюджета повышение акцизов на табак до уровня, среднего среди стран европейского региона ВОЗ, может принести в бюджет дополнительно до 450 млрд рублей.

Гражданское общество, СМИ, общественные организации должны играть центральную роль в формировании поддержки и обеспечения соблюдения мер по борьбе с потреблением табака.

Необходимо интенсифицировать сотрудничество государства и средств массовой информации в области пропаганды здорового образа жизни и отказа от вредных привычек

Важно использовать в том числе высокотехнологичные решения в борьбе с табаком. Такие как приложения для гаджетов и онлайн-сервисы, иные виды телекоммуникационных сервисов. Пропагандировать бесплатные линии для телефонного консультирования желающих бросить курить.

Профилактика и снижение табакокурения должны стать важными стратегическими направлениями в решении демографических проблем в России, а именно, снижении преждевременной (предотвратимой) смертности и увеличения продолжительности жизни населения.

В целях эффективной борьбы против табака на пространстве ЕАЭС, провести VI форум "Здоровье или табак" в 2017 году с привлечением участников из России и стран ЕАЭС.

Необходимо поддержать в рамках ЕАЭС Соглашение о запрете производства, ввоза и обращения некурительных табачных изделий, для предотвращения их распространения на территории Союза.

Делегаты V Всероссийского форума "Здоровье или табак" выступают за поддержку и массовое продвижение положений Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", и обращаются с предложением:

Правительству Российской Федерации:

Взять под контроль согласование единых акцизов на табачную продукцию в рамках ЕАЭС, установив в соответствующем Соглашении минимальный целевой показатель акциза - не менее 100 рублей с пачки сигарет.

Представителям Правительства Российской Федерации в Евразийской экономической комиссии ускорить процесс согласования Соглашения о запрете производства, ввоза и обращения некурительных табачных изделий, провести при необходимости согласительные совещания с остальными государствами-членами ЕАЭС.

Разработать меры по стимулированию работодателей к мотивации работников к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек.

Проводить сбалансированную, но бескомпромиссную политику в области борьбы с табаком, не позволяющую ослабить антитабачное законодательство. Смертность от связанных с табаком причин возможно снизить только придерживаясь принципа непрерывности и последовательности в реализации всех без исключения мер, закрепленных в законе.

Разработать единый регламент проверок для мониторинга исполнения закона №15-ФЗ контрольно-надзорными органами, разработать методические рекомендации по проведению мониторинга, с детальной проработкой методологии, индикаторов и критериев оценки результатов.

Определить регламент, конкретные сроки и режим предоставления регулярной информации по мониторингу исполнения закона №15-ФЗ, определить ответственных исполнителей за предоставление информации по каждой позиции мониторинга.

Министерству здравоохранения Российской Федерации:

Ускорить принятие порядков и стандартов оказания медицинской помощи по отказу от курения.

Росздравнадзору обеспечить исполнение нормативно-правовых актов по реализации положений Федерального закона № 15-ФЗ в медицинских учреждениях и на их территориях.

Более широко задействовать в борьбе с курением в медицинских учреждениях общественные советы.

Разработать программу, стимулирующую медицинских работников к отказу от курения и поэтапно вводящую запрет на курение среди медработников.

Разработать и внедрить высокотехнологичные решения по контролю за соблюдением антитабачного законодательства (мобильные приложения, позволяющие сообщить о нарушении закона в соответствующие органы и т.д.)

Рассмотреть возможность заключения соглашений с регионами о мониторинге исполнения антитабачного законодательства.

Разработать и определить регламент мониторинга исполнения статьи 17 закона №15-ФЗ РОИВ субъектов РФ и Минздравом РФ.

Министерству внутренних дел Российской Федерации:

Рассмотреть возможность введения полного запрета на курение среди полицейских в форме при исполнении своих обязанностей в общественных местах.

Рассмотреть возможность внутренним приказом донести до личного состава, что они правомочны составлять протоколы о нарушении требований 15-ФЗ в метах общественного питания, развлекательных заведениях.

Роспотребнадзору:

Провести мониторинг заведений общественного питания и ночных клубов, в том числе, в ночное время, на предмет соблюдения ими антитабачного законодательства в части запрета на курение в общественных местах.

Провести мониторинг предоставления услуг кальянов в части возможного содержания в кальянных смесях и дыме табака болезнетворных бактерий и вирусов.

Усилить информирование граждан о возможности пожаловаться в территориальные подразделения Роспотребнадзора на несоблюдение антитабачного законодательства различными учреждениями.

Государственной Думе и Совету Федерации Федерального Собрания РФ

Рассмотреть вопрос о запрете курения кальянов (в том числе бестабачных) в общественных местах.

Рассмотреть и проработать вопрос о внесении поправок в федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка», разрешающих участие граждан в контроле соблюдения ряда положений закона 15-ФЗ.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов:

Активизировать работу по реализации региональных и муниципальных антитабачных программ.

Разработать и приступить к реализации региональных информационно-коммуникационных стратегий по борьбе против потребления табака, информировать население о работе консультативного телефонного центра помощи в отказе от потребления табака, обеспечивающего работу всероссийской «горячей линии».

Интенсифицировать работу по организации помощи желающим отказаться от потребления табака и лечению табачной зависимости.

Ознакомиться с опытом передовых регионов в реализации программ в области борьбы с курением: Красноярского края, Свердловской области, Республики Чувашия, Республики Татарстан, Архангельской области и др.

Рекомендовать органам управления здравоохранением внести в должностные инструкции врачей и среднего медперсонала обязанности по профилактическому консультированию и по формированию здорового образа жизни, и в частности, в отказе от потребления табака.




Возврат к списку


Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!