О некоторых правах потребителя
13.11.2018
ЭкономикаПосещая магазины, мы порой сталкиваемся с ситуациями, в которых не знаем как себя вести и какими правами потребителя обладаем. Рассмотрим некоторые характерные примеры:1.Сотрудник магазина запрещает покупателю пройти в торговый зал с детской коляской. Запрет на посещение магазина с детскими колясками является незаконным и ущемляет права потребителей, так как в соответствии со строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» покупатели с детскими колясками относятся к маломобильным группам населения. Действующим законодательством предусмотрено, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями граждан, в том числе маломобильными группами населения. Кроме того, действующими законами и нормативными актами не предусмотрен запрет на вход потребителя в торговый зал с детской коляской. Если представитель продавца не пропускает потребителя в магазин с детской коляской, то его действия можно охарактеризовать как самоуправство. За самоуправство виновное лицо привлекается к административной ответственности, а если потребителю в результате самоуправства причинен существенный вред, то виновное лицо привлекается к уголовной ответственности. Что делать, если не пропускают в торговый зал с детской коляской? Во-первых, сообщить сотруднику магазина о том, что данный запрет нарушает требования действующего законодательства и ущемляет права потребителя. Во – вторых, потребовать гарантию сохранности коляски и предоставить вместо коляски другое транспортное средство для передвижения ребенка по магазину, отвечающее обязательным требованиям безопасности. В-третьих, потребовать книгу отзывов и предложений и сделать соответствующую запись. 2. Сотрудник магазина требует от покупателя сдать сумки в ячейку камеры хранения. Лица, действующие от имени магазина (контролеры, охранники и т.д.), не имеют права требовать от покупателя сдать личные сумки (пакеты) в ячейки камеры хранения. В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или добровольно принятым обязательством. Обуславливая продажу товаров обязательным оказанием услуги по хранению вещей потребителя, магазин нарушает п.2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 22 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. № 55. В случае сдачи вещей в камеру хранения потребитель заключает с магазином договор хранения. Магазин несет ответственность за сохранность вещей на основании главы 47 Гражданского кодекса РФ. В случае кражи вещей магазин (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) несет гражданско – правовую ответственность, т.е. должен возместить материальный ущерб. Потребитель в свою очередь должен подтвердить размер материального ущерба документально. 3. Должен ли потребитель оплатить товар, находящийся в торговом зале, в случае его случайного повреждения? Случайная (неумышленная) порча принадлежащего магазину товара, до момента оплаты является риском случайной гибели имущества. Риск случайной гибели или порчи товара переходит к потребителю одновременно с возникновением у него права собственности. В соответствии со ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник (магазин), если иное не предусмотрено законом или договором. До оплаты товара потребителем на кассе, собственником является магазин. Однако законом предусмотрено, что в случае причинения ущерба имуществу, собственник имеет право потребовать от виновного лица оплаты его стоимости в полном объеме. Если товар был поврежден в результате неправильной выкладки в торговом зале, то риск его случайного повреждения возлагается на магазин. В случае несогласия потребителя возместить ущерб магазину спор о причинах повреждения товара разрешается в претензионном и судебном порядке. Как себя вести в подобной ситуации? Если вы считаете, что товар поврежден не по вашей вине, следует обратиться к представителю магазина с требованием о проведении расследования по факту повреждения товара. Магазин должен доказать, что товар поврежден именно по вине покупателя. 4. Имеет ли право охранник магазина досматривать личные вещи покупателя? Покупатель имеет право отказать сотруднику охраны магазина в досмотре личной сумки на законном основании. Право на осуществление личного досмотра граждан, досмотра находящихся при них вещей в соответствии с законом РФ «О полиции» имеют сотрудники органов внутренних дел (полиции). Личный досмотр осуществляется лицами одного пола с досматриваемыми и в присутствии двух понятых. Если незаконными действиями сотрудников охраны магазина потребителю причинены физические и нравственные страдания, то потребитель имеет право требовать компенсации морального вреда. По информации, подготовленной специалистами АНО «Центр правовой и социальной поддержки населения ГО «Город Лесной» |